Три мира

Так устроен человек и так идет развитие цивилизации, что в недалеком будущем, мы сможем иметь доступ в три трехмерных мира: физический, телевизионный  и мир воображения. Каждый из этих миров допускает трехмерную интерактивность. На рис.6 символически показаны эти три мира: физический 1,  телевизионный  2, и воображаемый  3, воспринимаемые (сплошные стрелки) субъектом (4), в соответствии с переключением его внимания (пунктирные стрелки).

Рис. 6. Наблюдаемые миры: 1 – физический, 2 – телевизионный, 3 – воображаемый (сновидений). Субъект 4 воспринимает (сплошная стрелка) то, на что направлена стрела (пунктирная) его внимания.

Миры связаны между собой взаимодействием – интерактивностью (двунаправленные стрелки). Поскольку для субъекта важно не просто увидеть, а узнать объект наблюдения его восприятие происходит одновременно с действием его воображения, то есть одновременно с синтезом умственной модели объекта путем трансформации содержимого памяти субъекта. Если субъект наблюдает мир 1, то его внимание переключается с высокой скоростью, от впечатления из мира 1 к впечатлению из мира 3.  Субъект подобен скульптору, многократно переводящему взгляд с живой модели на мраморную, которую он должен сделать подобной оригиналу. Аналогично, при наблюдении телевизионного мира внимание переключается между миром 2 и 3. Аналогия зрительной модели со скульптурой весьма условна, поскольку зрительная модель, это лишь некоторый код, извлекаемый из памяти субъекта, который создает у него иллюзию видимости знакомого объекта. Эта иллюзия – гипотеза позволяет ему направлять взор на информативные (характерные) участки модели и сличать их с участками видимого внешнего мира, реагируя на различия. Если гипотеза подтверждается, он решает что узнал объект внешнего мира, если нет выдвигает новую гипотезу, если объект ни на что не похож, конструирует из знакомых элементов синтетический образ, называет его и запоминает для будущих узнаваний. Поскольку время пространственной фиксации взора ограничено периодом между непроизвольными скачками глаз – микросаккадами (около трехсот миллисекунд), количество последовательных итераций модели к впечатлению от объекта наблюдения ограничено примерно десятью. Обычно человек быстро и хорошо узнает объекты внешнего мира, что говорить о весьма эффективном кодировании и обработке визуальной информации в его зрительной системе. Мы можем узнавать объекты по нескольким штрихам их рисунка, размытой черно-белой фотографии, единственному, характерному цветному пятну или особенности движения. Это наводит на мысль о различных, взаимно дополняющих системах кодирования. Действительно, в коре головного мозга найдены (Д.Хьюбел, «Глаз, мозг, зрение», 1990) специализированные нейроны, реагирующие на направления штрихов, углы, пространственные частоты, цвет и движение наблюдаемых объектов.   

В развитой системе объемного телевидения при отображении мира 1 в мир 2 процесс отображения может происходить во многом аналогично. Распознанные объекты могут сличаться с их моделями, что выгодно с информационной точки зрения. При этом с каждым телевизионным кадром имеющаяся большая телевизионная трехмерная модель мира не должна обновляется целиком, а лишь корректироваться в той ее части, где за время кадра появились различия между моделью и отображением внешнего мира.  Телевизионная система, состоящая из множества объемных телекамер, может следить за физическим миром и обращать свое внимание только на существенные его изменения. Реагирование на изменения – общий принцип живых организмов, выработанный долгой эволюцией.

При обучении синтезу умственной модели ребенок совершает ее аффинные (масштаб, поворот, смещение) преобразования, например, при игре с кубиком, а также преобразования сжатия – растяжения - изгиба, при игре с мягкой или резиновой игрушкой. Заметим, что ввиду особенностей зрения младенца, поначалу все трансформации доступные ему происходят в области низких пространственных частот и лишь с возрастом он осваивает высокие пространственные частоты, расширяя пространственную зону наблюдения, а к полугоду развивает бинокулярное (трехмерное) зрение.

В системе объёмного телевидения могут осуществляться практически любые трансформации телевизионного мира как на передающей, так и на приемной стороне. Можно, например, осуществить инверсную стереографическую проекцию телевизионного мира в сферу по формуле ρ = R2/ρ' , где:  ρ и ρ' - радиальные координаты точек внешнего и внутреннего пространства сферы с началом в ее центре, а R - радиус сферы равный, например, радиусу сферы объёмного телевизора рис. 4. В этом случае гигантский внешний мир «свернется» в объём сферы. Разумеется, при этом он претерпит громадные нелинейные искажения, но он будет вполне точной объёмной картой этого мира, а мы сможем в интерактивном режиме проникнуть внутрь этой карты.

При освоении пространства физического мира с первых дней жизни кроме зрения активно при наличии хватательного и сосательного рефлексов используется осязание. Ребенок осваивает мир, обнимая его в прямом и переносном смысле. Постепенно он формирует свое перцептивное (ощущаемое) пространство, которое и является его моделью наблюдаемого физического мира. Заметим, что геометрические свойства этого пространства отличаются  от свойств евклидова пространства. Эти свойства изучаются как экспериментально, так и путем анализа геометрических свойств картин нарисованных различными художниками, в которых явно присутствуют законы перцептивной проекции. Математическое описание геометрических свойства перцептивного пространства формируемого из сетчаточного образа путем растяжений и сжатий его элементов под действием механизмов константности величины и формы получено Б.В.Раушенбахом (1980).

Здесь уместно задать себе чисто телевизионные вопросы. Каково качество изображения субъективного мира при закрытых глазах, то есть при отсутствии синхронизирующих воображение внешних впечатлений? Насколько четко может воспроизводить мир наше воображение? Насколько насыщенными могут быть цвета воображаемых трехмерных объектов? Какова динамика этих объектов? И, наконец, каковы возможности трехмерной интерактивности в воображаемом мире? Вопросы эти отнюдь не праздные, поскольку обсуждаемое здесь взаимодействие трех миров может приводить к самым неожиданным последствиям для человека.

Если мы закроем глаза и постараемся вообразить цветную трехмерную сцену, вряд ли эта попытка нас удовлетворит. Скорее всего, мы зафиксируем что-то вроде фрагмента из мира теней. Яркое – эйдетическое воображение, когда человек в течение нескольких минут способен удерживать перед закрытыми глазами образ увиденного предмета, в наше время, по наблюдениям психологов, редкость и чаще встречается у детей в возрасте до 5 лет.

Особым состоянием сознания является сон. Во сне мы сталкиваемся с действием нашего воображения при отсутствии внешних впечатлений. Все люди видят сны, но не все их помнят. Помнящие сновидцы иногда описывают очень яркие и четкие цветные сны.

Исключительный интерес представляет динамика сна. Сновидения, по наблюдениям ученых возникают в фазе быстрых движений глаз. В этой фазе сна, появляющейся несколько раз за ночь, человек, видящий сон, переводит взор с одних объектов мира сна на другие, при этом его глаза физически совершают скачки (саккады), аналогично тому, как это происходит наяву. То есть глаза сохраняют подвижность, в то время как все остальные части тела спящего человека обездвижены. Это свойство глаз в принципе позволяет осуществлять объективный контроль визуальных впечатлений спящего человека, например, методами аналогичными методу А.Л.Ярбуса рис.7, когда след движения глаз позволяет угадать объект, разглядываемый во сне.

Рис. 7. Слева рассматриваемый портрет. Справа запись движений глаз.

Как правило, внимание сновидца не принадлежит ему самому. Он видит сон как пассивный кинозритель по программе не им созданной. Являясь персонажем сна, он следует за его сюжетом некритически, оправдывая для себя самые нелепые его повороты. Такие сны вспоминаются обычно (но не обязательно) как почти черно-белые, не слишком четкие иллюстрации к различным эмоциональным состояниям. Это прекрасный пример захвата сознания.

Совершенно иная картина наблюдается в осознанном сновидении. Спонтанно осознанные сновидения возникают редко и, по-видимому, не у всех. Человек видит сон и знает, что спит. Во сне он обладает волей, способен формулировать и выполнять свои желания, ставить эксперименты и при этом помнить о решениях принятых им наяву. Методики обучения осознанному сновидению, разработанные, например, в Центре изучения сна при Стэндфордском университете, позволяют обучить ему, любого человека. Особенно важно то, что движения глаз онейронавта, фиксируемые с помощью полиграфа («детектора лжи» в некоторых приложениях) позволяют ему установить одностороннюю связь с лабораторией. Начиная и заканчивая эксперимент во сне, он  подает сигнал об этом заранее оговоренным движением глаз, например, влево – вправо семь раз.

Осознанно сновидящий прекрасно помнит свой сон после пробуждения, его сон цветной, яркий, четкий, не уступающий, при желании, по качеству изображения наблюдению физического мира наяву. Он способен силой своего желания изменять динамику сновидения, то есть обладает практически любой трехмерной интерактивностью, включая полеты на заданной высоте и осуществление «материализации» предметов. Судя по многочисленной литературе оккультной направленности в мир осознанного сновидения можно перейти после соответствующего обучения, минуя фазу засыпания, путем погружения в глубокую медитацию.