Анализ термина «объёмное телевидение»

Буквальный перевод слова «телевидение» – «дальновидение» - обозначает возможность наблюдать далёкие от нас события. Далёкие, не только в пространстве, но и во времени, так как существует возможность записи событий прошлого. Заметим, что телевидение осуществляет также дальнослышание. В принципе, существует возможность передачи на большие расстояния запахов, тактильных и даже вкусовых ощущений. Возможно также дистанционное воздействие на вестибулярный аппарат человека. И всё-таки используется термин телевидение так как считается, что наибольший объём информации человек получает через зрение.

Слово «объёмное» созвучно слову «обнимать». Корень слова «ём» означает действие сходное со значением слов: «взятие, хватание».

Это действие иллюстрирует рис. 1, где объект А осуществляет ём объекта В.

Сравните с фразой: Я «ем (кушаю)». Приставка «Об (о)» означает круговой, всесторонний характер действия. Такое действие в заключительной его фазе иллюстрирует рис. 2.

Рис. 1. Ём

Рис. 2. Объём

На рисунках приведены плоские схемы, нам же следует представлять указанные действия, как пространственные.

В этой статье мы говорим о телевидении и обнимать объекты мы собираемся в основном визуально, при помощи глаз и телекамеры. Таким образом, в данном случае речь идет о всестороннем охвате объектов физического мира. Использование терминов, связанных с телесными ощущениями, оправдывается их понятностью для всех носителей языка.

Иногда в качестве альтернативы термину «объёмное телевидение» предлагаются другие варианты. Например, стереотелевидение (от греч. στερεός  - пространственный). Исторически термин привязан к методам создания, передачи и воспроизведения стереопары – двух слегка различных изображений для левого и правого глаза. Метод стереопары не подразумевает трехмерной интерактивности и не обеспечивает полной объёмности изображения.

Другой вариант - телевидение со свободной точкой наблюдения (англ. - free view point television) возник в связи с развитием многоракурсных методов воспроизведения плоских изображений. Этот термин обычно подразумевает ограниченную инерактивность, но не указывает на объемность изображения.

Термин  «виртуальная реальность» (от лат. virtus — потенциальный, возможный и лат. realis — действительный, существующий) – дословно «нереальная (кажущаяся) реальность», в приложении к телевидению, акцентировал бы внимание на реалистичности воспроизведения модели мира телевизором. В телевидении качество телевизионного изображения, его реалистичность принято оценивать  множеством предназначенных для этого метрологических характеристик. Говорить об уже состоявшейся реальности воспроизведения не приходится, поскольку нет предела совершенству. Вместе с тем, необходимо отметить, что термин виртуальная реальность в технике ассоциируется с многомодальностью (воздействием на различные органы чувств), что, конечно, соответствует направлению развития объёмного телевидения.

Переходя теперь к классификации систем объёмного телевидения, хотелось бы заметить, что если вы уважаемый читатель никогда не были в стереокино (3D-кинематографе), то вы можете все-таки представить себе, что такое объёмность телевизионного изображения, глядя в окно или в зеркало. Но если вам не довелось играть в компьютерные 3D игры, вам, скорее всего, будет трудно представить себе, что такое трёхмерная интерактивность. Важно не только посмотреть, как играют в «стрелялки» в ближайшем интернет-кафе, но и самому попробовать двигаться внутри изображения с помощью компьютерной мыши или джойстика. Трехмерный телевизионный мир отличается от игрового мира тем, что последний нарисован художником – создателем 3D игры, а в случае объёмного телевидения он строится в реальном времени в памяти компьютера с помощью множества специальных объёмных телекамер. Опыт трехмерного взаимодействия с объемным изображением на примере компьютерной игры позволит вам с полным пониманием обратиться к следующим разделам настоящей статьи.

Подчеркнем, что фундаментальное отличие системы объемного телевидения от системы обычного плоского или стереоскопического телевидения состоит в том, что объектом телевизионной передачи является не сюжет, показанный телережиссером, а трехмерный телевизионный мир, в котором разворачивается сюжет доступный наблюдению с любой, выбранной телезрителем, точки зрения, с задействованием всех механизмов восприятия этого мира зрительной системой человека. При этом и  у самого телережиссера возможности формировать свою точку зрения на события резко возрастают. Пассивный телезритель может не включать режим интерактивности и смотреть на мир глазами режиссера. В любом случае при просмотре объемной телепередачи появится захватывающая иллюзия реальности происходящего.