Заключение

Ребенок получает первое представление об объёме предмета, обнимая его руками. Постепенно он учиться ориентироваться в трехмерном пространстве с помощью зрения. В результате обучения он приобретает воображение – способность визуального, объемного моделирования окружающего мира.

Одни объёмные телекамеры (светолокационные), подобно руке человека могут определять рельеф поверхности объекта сразу во всех доступных точках, другие (триангуляционные) позволяют по соотношению удаленностей некоторых особых точек поверхности интерполировать этот рельеф, подражая зрительной системе человека.  Сигналы объёмных телекамер являются основой для построения трехмерных телевизионных моделей физического мира.

То, что сегодня часто называют объёмным (стереоскопическим, 3D) телевидением, является таковым лишь частично. Оно предоставляет телезрителю информацию о параллаксе особых точек поверхности объектов телевизионной съёмки, но теряет информацию о радиусе волнового фронта излучения этих точек. Такое «половинчатое» предоставление данных о третьем измерении (глубине сцены) позволяет нам характеризовать его формулой - 2,5D. Называя это телевидение по традиции стереоскопическим, мы также должны отдавать себе отчет в том, что оно не позволяет телезрителю производить оглядывание объектов сцены и тем более перемещаться между ними.

Для полной оценки пространственных свойств объёмного телевидения целесообразно ввести шестимерную шкалу (6D), ни в коем случае не посягая на трехмерность нашего физического пространства.

Создавая объёмное телевидение, мы вступаем на путь, который прошла эволюция, создавая человека. Человек в своем сознании способен воспроизводить воображаемый мир, который похож или не похож на мир физический. Этой способности мы будем обучать объёмное телевидение по мере его развития. Настанет время, когда в сознании человека столкнутся во взаимодействии три трехмерных мира: физический, воображаемый и телевизионный. Нам следует быть готовыми к этой ситуации. Готовность предполагает знание свойств объёмного телевидения. Чтобы знать, необходимо создавать и изучать новую телевизионную технику. Знание является единственной гарантией для общества того, что его адаптация к новым техническим средствам захвата сознания, пройдет для него не только с минимальными издержками, но и с максимальным извлечением пользы из нового витка технического прогресса.

В нашей стране развитие объёмного телевидения должно определяться не только необходимостью находиться в русле технического прогресса, соображениями экологической безопасности, но очевидными экономическими причинами. Достаточно сказать, что ускорение внедрения объёмного телевидения на несколько лет эквивалентно экономии в сотни миллиардов рублей. Экономия может достигаться не только путем купирования продаж обычных цифровых телевизоров, как правило, иностранного производства, за счет объёмных, обладающих новыми потребительскими свойствами, но и благодаря удовлетворению потребностей рынка объёмных телевизоров и другого телевизионного оборудования отечественной промышленностью.

Автор признателен профессору Л.Л.Полосину за всестороннее обсуждение темы статьи.

Статья опубликована в журнале Broadcasting №№ 4-8, 2011, №1, 2012.