Пространственная константность

Несмотря на постоянные движения глаз, окружающий мир представ­ляется нам неподвижным (константным). Физиологи зрения часто предпо­лагают наличие у мозга неких механизмов, компенсирующих движения глаз [4]. В приложениях виртуальной реальности [13] при повороте головы зрителя необходима быстрая подстановка новых ракурсов изображения виртуального мира в соответствии с сигналами датчиков поворота головы. При быстрой подстановке ракурсов требуется высокая частота смены кадров изображения наголовного монитора, до 1000 Гц для обеспечения иллюзии реальности присутствия в виртуальной сцене.

В действительной реальности нет необходимости в компенсации движения глаз для сохранения прост­ранственной константности, поскольку изображение поля зрения наносится на постоянную сетку пространствен­ных координат, задаваемую вестибу­лярным аппаратом человека. Здесь мы имеем дело с эффектом мульти­модальности. При движении глаз на неподвижную сетку автоматически наносятся новые ракурсы, соответ­ствующие текущему положению глаз. При повороте головы или движении тела осуществляется кор­рекция местоположения сетки по сигналам вестибулярного аппарата. Заметим, что кроме сигналов от органов чувств и, в частности, про­приоцепции,

существует возмож­ность получения опережающих сиг­налов мозга о намерении произвести то или иное движение.

Особенностью зрения человека является его неравномерная разреша­ющая способность по полю зрения. На рисунке 12 приведена двумерная (вверху) и одномерная (внизу) диаграммы разрешения левого глаза, из которых видно, что относительное разрешение при удалении от центра фовеальной области сетчатки до 40о – 60о постепенно уменьшается в сорок раз. При такой организации зрения погрешности коррекции местоположения константной сетки после поворотов, возрастающие при увеличении углов изменения оптической оси глаза, незаметны для зрителя.