Пространственная константность
- Информация о материале
- Категория: Оппонентно-цветовое кодирование изображений
- Опубликовано: 19.05.2023 18:32
- Автор: Павел Варгин
Несмотря на постоянные движения глаз, окружающий мир представляется нам неподвижным (константным). Физиологи зрения часто предполагают наличие у мозга неких механизмов, компенсирующих движения глаз [4]. В приложениях виртуальной реальности [13] при повороте головы зрителя необходима быстрая подстановка новых ракурсов изображения виртуального мира в соответствии с сигналами датчиков поворота головы. При быстрой подстановке ракурсов требуется высокая частота смены кадров изображения наголовного монитора, до 1000 Гц для обеспечения иллюзии реальности присутствия в виртуальной сцене.
В действительной реальности нет необходимости в компенсации движения глаз для сохранения пространственной константности, поскольку изображение поля зрения наносится на постоянную сетку пространственных координат, задаваемую вестибулярным аппаратом человека. Здесь мы имеем дело с эффектом мультимодальности. При движении глаз на неподвижную сетку автоматически наносятся новые ракурсы, соответствующие текущему положению глаз. При повороте головы или движении тела осуществляется коррекция местоположения сетки по сигналам вестибулярного аппарата. Заметим, что кроме сигналов от органов чувств и, в частности, проприоцепции,
существует возможность получения опережающих сигналов мозга о намерении произвести то или иное движение.
Особенностью зрения человека является его неравномерная разрешающая способность по полю зрения. На рисунке 12 приведена двумерная (вверху) и одномерная (внизу) диаграммы разрешения левого глаза, из которых видно, что относительное разрешение при удалении от центра фовеальной области сетчатки до 40о – 60о постепенно уменьшается в сорок раз. При такой организации зрения погрешности коррекции местоположения константной сетки после поворотов, возрастающие при увеличении углов изменения оптической оси глаза, незаметны для зрителя.